Теория мотивации Маслоу

Теория мотивации Маслоу

Успешный маркетинг убеждает потенциального клиента купить товар или услугу, которую вы продаете. Успех зависит от удовлетворения одной или нескольких потребностей покупателя.

Существует несколько теорий, опираясь на которые маркетологи формируют интерес потребителей к коммерческому предложению. Но теория мотивации по Маслоу остается основной благодаря понятной систематизации психологических подходов к базовым потребностям человека.

Иерархия потребностей по теории мотивации Маслоу

Теория Маслоу определяет пять основных групп потребностей большинства людей. Начиная с физиологии, удовлетворение которых необходимо для выживания человека, модель последовательно прогрессирует в последующие шаги развития через этапы безопасности, любви и сопричастности, самоуважения и, наконец, до вершины пирамиды — самоактуализации. Базовый постулат теории заключается в том, что как только человек может удовлетворить свои потребности на начальном этапе, он движется в своем развитии в направлении к следующему, затем – к следующему и т.д.

Предложенная Маслоу иерархическая модель помогает понять основы человеческой мотивации. В русле эволюционной теории Дарвина определенные поведенческие тенденции встроены от рождения в поведение человеческой личности для выживания в обществе и цивилизационного развития различных сообществ людей.

Теория мотивации Маслоу

Маслоу утверждал, что в своем поведении человек руководствуется при принятии решений одним из уровней пирамиды потребностей в соответствии с тем, какому этапу цивилизационного развития он себя отождествляет. Применение этой теории в маркетинге увеличивает вашу способность эффективно обратиться к одному из предложенных драйверов мотивации. В этом состоит ключевой фактор успеха при создании коммуникаций с потенциальными потребителями.

  • Успешное продвижение базовых медицинских услуг, основных продуктов питания в достаточном количестве, лекарственных препаратов опирается на решение проблем, связанных с жизнеобеспечением. Дорогостоящие услуги не найдут отклика у этой группы потребителей.
  • Страховки, охранные системы, дополнительное пенсионное обеспечение позволяют чувствовать человеку свою защищенность.
  • Одежда, косметические средства, напитки, клубы по интересам дают людям возможность идентифицировать свою принадлежность тому или иному сообществу.
  • Машина, мебель, кредитные карты, уровень магазинов, элитные клубы, загородная недвижимость, дорогие напитки усиливают самоуважение потребителя, подчеркивая престиж и статус.
  • Хобби, путешествия, самообразование делают человека свободным в достижении поставленных им глобальных целей, позволяя ему реализовать свои мечты и раскрыть свой потенциал.

Для того, чтобы человек мог двигаться вверх по уровням пирамиды, должны быть соблюдены постулаты, выдвинутые Маслоу. Сначала необходимо удовлетворить потребности нижнего уровня. По мере собственного развития человек прогрессирует. Маслоу утверждал, что каждый способен двигаться вверх по иерархии, и каждый стремится к этому. Но, к сожалению, естественный прогресс часто нарушается; жизнь меняется, происходят разные события, такие как развод или потеря работы. Это может привести к регрессу потребностей, и человек начнет колебаться между уровнями иерархии. Маслоу отметил, что только один человек из ста достигает вершины пирамиды, потому что наше общество поощряет внутренние мотивы главным образом на основе уважения, любви и удовлетворения других социальных потребностей (средний уровень иерархии).

Мотивация и необходимость

Необходимо мотивировать покупательское поведение. Поэтому профессиональные маркетологи часто используют для таргетирования рекламных объявлений теорию мотивации с целью удовлетворения внутренних потребностей определенных целевых групп, соответствующих тому или иному уровню иерархии. Если вы сможете убедить потребителя в том, что услуга соответствует его ожиданиям, у вас появляется возможность убедить клиента купить то, что вы продаете в данный момент. Реклама должна связать результат услуги с необходимость обратиться именно к вам для того, чтобы потребитель смог решить свою проблему.

Восприятие, внимание, искажения и удержания

Прежде чем удастся продать, сознание потребителя должно пройти селективный путь отбора вариантов удовлетворения реальной потребности. Человек рассматривает свой окружающий мир и формирует ответ на то, что ему в данный момент необходимо. Чтобы завладеть вниманием потенциального клиента, можно использовать различные тактики для рекламы: шок, удивление, юмор или любое событие (любопытство), что заставляет людей смотреть и слушать. Как только вы завладеете вниманием потребителей, необходимо побудить их вспомнить ваше сообщение без фильтрации через поле «искажений» их собственных взглядов и умонастроений. Многократное повторение рекламы помогает удержать внимание потребителя.

Плюсы и минусы теории Маслоу

К большому сожалению, теория мотивации по Маслоу не может объяснить все потребности людей. Остается большая неопределенность. Но предложенная концепция повлияла на исследования многочисленных сторонников теории.

Преимущества

Недостатки

Эта концепция содержит полезное объяснение потребностей человека в краткой и емкой форме, которые могут быть использованы, например, в дизайне продукта, позиционировании услуги, ценообразование (например, потребность подчеркнуть власть и статус) и выборе места для размещения «торговой точки»

Основная проблема теорией мотивации по Маслоу заключается в том, что нельзя проверить мотивы потребителя эмпирически – нет математического способа точно измерить момент, когда потребности более низкого уровня удовлетворены полностью и вступают в силу мотивы следующего уровня иерархии

Теория помогает маркетологам таргетировать рекламные объявления на конкретных потребностях, которые существуют для достаточно большой части целевого рынка

Пирамида мотиваций слишком упрощена, чтобы объяснить:

· Почему одна и та же услуга способно удовлетворить потребность несколько раз

· Не хватает математических расчетов для формального ранжирования потребностей человека

· Модель не учитывает широту различных культурных особенностей

 

Заключение

Основные принципы теории Маслоу, связывающие маркетинг с человеческой психологией, остаются в силе. Эффективность маркетинговых коммуникаций базируется на понимании внутренних потребностей клиентов. Теория «связывает» ваши услуги с клиентской базой, но помните, что ваша целевая аудитория не может оставаться статичной. Необходимо периодически заново сегментировать и классифицировать своих покупателей.

© Блог о маркетинге ActualMarketing

Подпишись на нашу рассылку и присоединись к 751 подписчикам.

email рассылка


Posted in

Константин Комиссаров

Маркетинг - это конкретные дела, ежедневная работа и профессионализм. Я практикую с середины 90-х, в моём активе - гостиничный бизнес, недвижимость и клининговые услуги. А сейчас - в том числе, данный проект, и я - постоянный автор этого блога

Добавить комментарий