Цепочка ценностей

анализ добавленной стоимости

В 1985 году, Майкл Портер представил в своей книге «Конкурентное преимущество» базовую модель цепочки ценностей, которая позволяет выявить потенциальные источники конкурентного преимущества. Он разделил производственный процесс компании на основные и вспомогательные виды деятельности, которые повышают ценность конечного продукта. Такой подход позволил проанализировать издержки по каждому стратегически важному процессу для снижения затрат или увеличения дифференциации. Цепочка ценностей показывает, на каком этапе производственного процесса зарабатывается прибыль, а на каком моменте она теряется.

Общая ценность услуг компании измеряется выручкой, которая определяется объемом предоставленных услуг и назначенной ценой. Фирма, которая добивается конкурентного преимущества за счет дифференциации, будет выполнять свою деятельность лучше, чем конкуренты. Если компания способна производить продукцию по более низкой цене без потери качества, она может сделать ставку на низкие цены с целью завоевания большей доли рынка. В противном случае она должна реализовывать на рынке только превосходные продукты. Иначе компания столкнется в скором будущем с трудностями сбыта.

Когда компания эффективно сочетает сокращение издержек по отдельным видам деятельности и реализует услуги отличного качества, заказчик готов заплатить больше. В этой ситуации создаются условия для максимизации прибыли в долгосрочной перспективе.

Что входит в цепочку ценностей

Цепочка добавленной стоимости представляет собой визуализацию все внутренней деятельности компании, связанной с производством товаров и услуг. Она формируется:

  1. из основных видов деятельности, которые напрямую влияют на конечный продукт,
  2. и вспомогательных действий, косвенно добавляющих ценность.

Хотя основные виды деятельности добавляют ценность непосредственно к производственному процессу, они не обязательно важнее, чем вспомогательные процедуры. В настоящее время конкурентное преимущество в основном связано с технологическими усовершенствованиями или инновациями в бизнес — моделях или процессах. С другой стороны, основные виды деятельности обычно являются источником преимуществ по затратам, где затраты могут быть легко идентифицированы для каждого вида услуг и надлежащим образом ими можно управлять.

модель цепочки ценностей

Цели и результаты анализа

Лучшим результатом анализ цепочки ценности должно стать достижение следующих результатов:

  1. Определение принципиальных рыночных возможностей в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
  2. Выявление причин, ограничивающих реализацию этих возможностей.
  3. Поиск новых стратегий для решения этих причин с целью реализации возможностей (с прицелом на максимум прибыли).
  4. Привлечение потребителей к сотрудничеству путем опросов, фокус групп и т.п. с целью выявления оптимальных маркетинговых стратегий.
  5. Создание рекомендаций по практической реализации стратегии, способствующей справедливой и объективной оценке реализуемого на рынке продукта.

цепочка добавленной стоимости

Применение анализа на практике

Существует два разных подхода к тому, как проводить анализ. Это зависит от того, какое конкурентное преимущество компания хочет создать (цена или уникальность). В приведенной ниже таблице перечислены все шаги, необходимые для достижения преимуществ по стоимости или дифференциации с использованием метода.

2 стратегии дифференциации

Преимущества стратегии по цене

Чтобы получить экономическое преимущество, фирма должна пройти 5 этапов анализа:

Добавить комментарий